О ситуации по вопросу регистрации права собственности на земельные участки в Тункинском районе и о деятельности Правительства Республики Бурятия по решению данной проблемы


В 1991 году при создании национального парка «Тункинский» постановлением Совета Министров РСФСР вся территория Тункинского района была включена в Национальный парк «Тункинский».
К сожалению, режим национального парка налагает большие ограничения на жизнедеятельность всех, кто проживает и трудится в районе.
Согласно ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах национальных парков ограничены в обороте. Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» установлен запрет на приватизацию земельных участков.
Жители Тункинского района не имеют возможности зарегистрировать право собственности на земельные участки. Аналогичная проблема и у хозяйствующих субъектов. Аренда земельных участков возможна только для осуществления рекреационной деятельности.
В Тункинском районе проживают более 22 000 граждан. В условиях существующих ограничений невозможно полноценное социально-экономическое развитие района.
Льготные категории граждан не могут получить земельные участки в собственность, и это ставит их в неравное положение по сравнению с жителями иных территорий.
Отсутствует возможность оформить земельные участки под социальными объектами - детскими садами, школами, врачебными амбулаториями и другими. Так, из 48 образовательных учреждений только 6 имеют правоустанавливающие документы на землю. В отношении остальных муниципальных школ и детских садов отказано в регистрации права на земельные участки. Между тем, для лицензирования образовательной деятельности необходимо предоставление сведений и реквизитов документов, подтверждающих право собственности, в том числе и на земельный участок.
Кроме этого, надо отметить на сегодня Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за использование земельных участков без оформленных документов. Так, ст. 7.1. Кодекса предусмотрен административный штраф до пяти тысяч рублей.
В настоящее время в отношении тех, кто не может оформить землю применяются штрафы органами земельного надзора. Так, например, постановлениями о назначении административного наказания Управления Росреестра по Республике Бурятия от 14.07.2015 г. № 2015/19-27 и от 09.11.2015 г. № 2015/19-41(1) оштрафованы МБОДОУ «Туранский детский сад» на 100 000 рублей и МБОУ «Хойтогольская СОШ» на 50 000 рублей. Семья, Барахтенко, воспитывающая ребенка инвалида вынуждена была пройти судебные разбирательства из-за наложенного на них штрафа, что отняло у них много времени и сил, которые они могли бы посвятить ребенку. И таких фактов много.
Между тем, если обратиться к тексту Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения не являются вышеобозначенными объектами, в целях сохранения которых образован национальный парк.
В настоящее время крайне важно решить вопрос исключения населенных пунктов и сельхоз земель из состава национального парка. Этот вопрос решается через постановление Правительства Российской Федерации об изменении границ национального парка. Речь идет о расширении территории национального парка, так как включаемая территория государственного природного биологического заказника регионального значения «Снежинский» (площадь – 238 665 га.) в два раза больше чем территория, исключаемая (площадь – 111 858) из состава национального парка. Данный путь вполне согласуется с действующим Законом об особо охраняемых природных территориях.
Включение в состав территории национального парка большей площади незатронутых антропогенной деятельностью горных природных ландшафтов, которые являются средой обитания редких и исчезающих «краснокнижных» представителей флоры и фауны, в том числе снежного барса-ирбиса будет способствовать повышению эффективности деятельности ФГБУ национальный парк «Тункинкий».
А исключение из национального парка населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения позволит защитить конституционные права граждан, даст возможность району полноценно развиваться.
При исключении населённых пунктов из состава национального парка необходимо будет решить вопрос заготовки древесины гражданами для собственных нужд.
Возник вопрос по дровам: смогут ли жители населенных пунктов, исключенных из национального парка, заготавливать дрова.
Действующая в настоящее время редакция подпункта «д» части 1 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» допускает ведение хозяйственной деятельности в зоне хозяйственного назначения в целях обеспечения жизнедеятельности только граждан, проживающих на территории национальных парков.
Состоялась рабочая встреча в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации с участием Главы Республики Бурятия. Согласно протоколу рабочей встречи от 13.07.2018 г. планируется подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части возможности исключения из границ особо охраняемых природных территорий земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
Будем продвигать изменения, которые позволят сохранить право на заготовку древесины для собственных нужд в том случае, когда населенные пункты будут исключены из территории национального парка.

Все новости