Порядок обжалования правовых актов министерства

Порядок обжалования правовых актов министерства

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Обжалование в судебном порядке нормативных правовых актов и иных решений, принятых Министерством, осуществляется в соответствии с главами 21 и 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (введен в действие с 15 сентября 2015 года) (далее – Кодекс административного судопроизводства), главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).                                                                                                                                           Административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Министерства полностью или в части и об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства. В соответствии с частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства не подлежат рассмотрению в порядке, установленном указанным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства при предоставлении государственных услуг установлены Правилами подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Республики Бурятия, утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.01.2013 № 1.

 

1.Обжалование нормативных правовых актов Министерства в судах общей юрисдикции

 В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта Министерства не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно правилам подсудности, определенным статьей 20 Кодекса административного судопроизводства, административные исковые заявления об оспаривании нормативных правовых актов Министерства рассматривает Верховный суд Республики Бурятия в качестве суда первой инстанции. Административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 209 Кодекса административного судопроизводства. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта Министерства недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов Министерства в Верховном суде Республики Бурятия граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса административного судопроизводства. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Министерства рассматриваются Верховным судом Республики Бурятия в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления.

В случае признания судом нормативного правового акта Министерства недействующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

2. Обжалование решений Министерства, его действий (бездействия) в судах общей юрисдикции

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства по месту нахождения Министерства (Советский районный суд г. Улан-Удэ). Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. По административным делам об оспаривании решений, действий Министерства суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действия (бездействия) установлены статьей 220 Кодекса административного судопроизводства.  Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) Министерства рассматриваются судом в течение одного месяца.

 

3.Оспаривание ненормативного правового акта Министерства, его решений, действий (бездействия) в арбитражных судах

В соответствии с главой 24 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Министерства, незаконным его решения, действия (бездействия), если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт Министерства, его решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта Министерства недействительным, его решений и действий (бездействия) незаконными установлены статьей 199 АПК Действие оспариваемого ненормативного правового акта Министерства, его решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Министерства подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта Министерства полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

 

4. Обжалование решений Министерства, его действий (бездействия) в вышестоящий орган

Решения, действия (бездействия) должностных лиц Министерства могут быть обжалованы гражданами, организациями, иными лицами, полагающими, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности в вышестоящий в порядке подчиненности орган – Правительство Республики Бурятия.

В своей жалобе в обязательном порядке заявитель указывает фамилию, имя,  отчество (последнее – при наличии) заявителя;
почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
суть жалобы.
         Жалоба должна быть подписана заинтересованным лицом. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии, подтверждающие обоснованность жалобы.
         В случае если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
         В случае если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
         При обращении в письменной форме срок рассмотрения обращения не превышает 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения.